Прокуратуры РБ:

Способы реализации Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" при организации киносеансов

30 июня 2014

      Согласно ст. 11 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для детей, в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер.

     Между тем, при покупке билета на киносеанс между зрителем и развлекательным комплексом образуются гражданско-правовые отношения. Билет, в данном случае является формой гражданско-правового договора возмездного оказания услуг.

     В соответствии со ст. 779 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

     В соответствии с пунктом 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

      Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

     Договор оказания развлекательных услуг является публичным договором, то есть по характеру своей деятельности Вы обязаны оказать такие услуги каждому, кто к Вам обратится, при этом не вправе оказать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора оказания услуг, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

     Поскольку покупатель билета на киносеанс, а в последующем потенциальный зритель является потребителем услуг, оказываемых кинокомплексом, оказывающий услуги потребителям по возмездному договору, то есть исполнителем таких услуг, правоотношения между ними подлежат регулированию, в том числе Законом РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее  - Закон N 2300-1).

     Пунктом 1 статьи 1 Закона N 2300-1 установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

     В силу пункта 2 статьи 1 Закона N2300-1 Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

     Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 года N 1036 утверждены "Правила оказания услуг общественного питания" (далее  Правила оказания услуг), которые разработаны в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" и регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания, а также обеспечивают права потребителей на получение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, информации об услугах и исполнителях услуг, определяют порядок реализации этих прав.

     По аналогии и в соответствии с пунктом 5 Правил оказания услуг исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству РФ (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие).

     Из системного толкования положений ГК РФ о публичном договоре (статья 426), пунктов 1, 2 статьи 1 Закона N 2300-1 и пункта 5 Правил оказания услуг следует, что гражданину, обратившемуся в организацию, оказывающую услуги населению в сфере оказания услуг общественного питания, с предложением заключить с ним публичный договор оказания ему услуг общественного питания, может быть отказано по основаниям, предусмотренным внутренними правилами поведения для потребителей, которые разрабатываются и утверждаются в такой организации.

     Таким образом, предприниматель вправе утвердить в кинокомплексе «Правила поведения», которые имеют своей целью обеспечить исполнение Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», а также комфортный отдых, просмотр киносеансов в кинокомплексе, обеспечить безопасность и сохранность имущества организации, которые будут   являтся локальным правовым актом кинокомплекса  и предусматривать определенные случаи, при которых администрация будет вправе отказать гражданину в заключении публичного договора оказания услуг (пункт 1 статьи 426 ГК РФ).

версия для печати

Контактная информация